Маркетинговые исследования. Социологические и политические исследования. Мониторинг СМИ.

Маркетинговые исследования
Социологические и политические исследования
Мониторинг СМИ

Украина г.Одесса ул.Екатерининская 91 оф. 3    E-mail: contact@monitoring.odessa.ua

(+38 048) 728 00 65    (+38 048) 728 00 66

Как не надо
заказывать исследования
Когда не надо
заказывать исследования
Как Вам самостоятельно
провести маркетинговое
исследование
Задать вопрос эксперту
Кодекс ESOMAR
Заказать мониторинг
телеканалов и/или
радиостанций
Купить запись эфира
телеканалов и/или
радиостанций
Вакансии
Контакты
Самостоятельное проведение исследований

Иногда, особенно после встреч с исследователями и анализа полученных предложений, сотрудники компании-заказчика принимают решение провести исследование собственными силами. В каком случае это решение является верным, а в каком – ошибочным? Спектр исследовательских методов довольно разнообразен, причем некоторые при поверхностном взгляде кажутся довольно простыми и доступными для исполнения. На самом деле даже «обычный» количественный опрос предполагает массу тонкостей, наличие у исполнителя множества теоретических знаний и практических навыков. А о ресурсах, прежде всего человеческих, и говорить не приходится – после репутации это второй по важности капитал любой исследовательской компании. Но без учета этих тонкостей вы, еще на этапе планирования, не говоря уже о полевых работах, вводите в исследование ряд ошибок, сумма которых способна превысить результат. И самое плохое – вы не сможете «поймать» эти ошибки, и тогда бизнес-решения, принятые по результатам вашего исследования, приведут к большим потерям.
Мы глубоко убеждены, и наше убеждение основано на анализе собственных и чужих ошибок, что все исследовательские проекты, включающие полевой этап, должны реализовывать только профессионалы.

Однако предприятию, на котором есть должность маркетолога или аналитика, всегда по силам собрать и проанализировать т.н. вторичную, т.е. уже где-то существующую, информацию. Эту информацию содержат все виды СМИ, отраслевые издания, публикации научных организаций, научные статьи и монографии, материалы научных конференций, тематические базы данных, различные виды справочников, предоставляют органы статистики и государственные органы управления, продают компании, занимающиеся сбором и анализом информации специальной тематики и т.п.
Польза в такой работе для предприятия заказчика двойная: во-первых, уменьшается бюджет исследования, а во-вторых, вынужденно углубляются знания сотрудников о рынке.

Но лучший вариант - когда такие работы ведутся не эпизодически, а постоянно, т.е. когда они являются составляющей информационной системы маркетинга (ИСМ), поскольку сегодня экономический успех предприятия во многом зависит от его способности оперативно реагировать на изменения потребностей рынка.
ИСМ – это конкретная структура, позволяющая собирать из внутренних и внешних источников, анализировать и оперативно предоставлять руководству своей компании информацию, необходимую для принятия маркетинговых решений. Информационная система маркетинга состоит из трех подсистем:
  1. Система внутренней отчетности. Основной ее элемент – система управленческого учета. Информация точна, ее хорошо отслеживать в динамике, но для непосредственного использования в маркетинге неудобна.
  2. Справочная система маркетинга. Регулярно собираемая и обрабатываемая вторичная информация (о ней мы уже говорили), а также: результаты контактов персонала с клиентами, поставщиками, дистрибьютерами, розницей; система шпионажа за конкурентами.
  3. Система маркетинговых исследований

Когда решение о самостоятельном проведении исследования принято, то дальнейшие процедуры, связанные с его выполнением, можно разделить на два основных этапа – планирование и реализация:

ПЛАНИРОВАНИЕ
  1. Определение проблемы, требующей решения
  2. Формулировка гипотез и определение содержания собираемой информации
  3. Разработка плана исследования:
    • Структура наблюдаемых переменных
    • Источники получения информации
    • Методы получения информации
    • Методы записи и хранения информации
    • Методы анализа информации

РЕАЛИЗАЦИЯ
  1. Организация сбора информации
  2. Запись, проверка и первичная обработка информации
  3. Анализ и интерпретация информации, выработка рекомендаций
  4. Представление результатов

В процессе проведения исследования необходимо руководствоваться научным подходом, что характеризуется соблюдением следующих принципов:
Объективность: каждый компетентный специалист при использовании одних и тех же методов сбора данных должен иметь возможность констатировать одни и те же факты
Критичность: сомнение и постоянный поиск контр-доводов – неотъемлемая часть исследования.
Структурированность: основываться на совокупности концепций, четко обозначенных и тесно связанных между собой.
Методичность: применение точных, конкретизируемых на каждом этапе процедур сбора, анализа и контроля данных.

Категорически недопустим ни один из следующих способов мышления исполнителей:
Догматизм - когда человек придерживается каких-либо убеждений, невзирая на факты
Ориентация на авторитет - восприятие мнения лиц, имеющих власть или знания, как 100% истину
Интуиция - пояснение истины на основе субъективных ощущений, без участия мышления или наблюдения
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
  Анализ привлекательности рынка
Определение потенциальной емкости рынка. Определение доли сегмента в общей потенциальной емкости рынка. Оценка платежеспособного спроса. Оценка степени перспективности сегмента.
  Анализ потребностей рынка
Определение системы потребительских ценностей. Анализ динамики потребительских предпочтений. Прогнозирование потребностей. Информация для формирования потребностей
  Анализ конкурентной ситуации
Сильные и слабые стороны конкурентов, их доли рынка. Степень готовности основных конкурентов уступить долю данного сегмента. Потенциальные конкуренты. Направления деятельности для развития конкурентных преимуществ.
  Выделение целевых рынков
Выделение рыночных сегментов на основе анализа географических, психографических, поведенческих, демографических факторов.
  Разработка концепции нового продукта
Оценка степени привлекательности выведения на рынок новой товарной подкатегории или категории. Риски и перспективы ребрендинга.
  Выбор статегии развития
Оценка целей. Оценка рынка, доступного компании. Анализ динамики общих тенденций спроса. Анализ изменений в уровне жизни. Влияние государственного регулирования на отрасль.
ОПЕРАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ
 PRODUCT: исследование товара
Восприятие целевой группой потребительских характеристик продукта. Реальные результаты позиционирования. Выявление сильных и слабых сторон концепции нового продукта. Тестирование дизайна продукта и упаковки. Позиционирование и перепозиционирование торговой марки. Продвижение товарной категории.
  PRICE: исследования для разработки цены
Цены конкурентов. Ценовая политика. Ценовая эластичность. Ценовая чувствительность и связь реакции на изменение цены с психографией. Влияние цены на выбор торговой марки.
  PLACE: исследования для решений по распределению
Определение оптимального типа канала распределения. Изучение географии и возможностей каналов распределения. Анализ работы персонала торговых точек.
  PROMOTION: исследования для разработки системы продвижения
Оптимальный бюджет продвижения. Оптимальный комплекс продвижения Восприятие потребителем идей и материалов по продвижению - как собственных, так и конкурентов. Решения по использованию СМИ. Мониторинг рекламы. Определение рекламных бюджетов и медиапланов конкурентов. Оценка эффективности рекламы



Главная Услуги и методы Эксклюзивные исследования Готовые исследования Справочник Библиотека Контакты Блог Карта сайта

  Rambler's Top100        

       Украинский портАл
© 2009 « МОНИТОРИНГ » - Исследовательская компания.
Разработка: Кудрявцев А.